Рынок предметов труда. Поскольку от бесперебойного снабжения предприятия предметами труда зависит ритмичность его производства, а уровень цен непосредственно влияет на величину финансовых результатов, в процессе бизнес-планирования менеджмент должен выработать стратегию взаимоотношений, гарантирующую стабильность в обеспечении материальными ресурсами с учетом стратегических целей развития в плановой перспективе. При этом важно избегать по мере возможности монопольной зависимости от одного или ограниченного круга поставщиков. Это может быть обеспечено гибким сочетанием возможностей отечественного и мирового рынков предметов труда, расширением круга партнеров, а при соответствующих масштабах деятельности – и путем диверсификации производства и построения вертикально интегрированных структур.
КОММЕРЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (см. рис. 1)
Для коммерческих организаций, имеющих возможность привлекать дополнительные финансовые ресурсы и планы развития бизнеса которых предусматривают расширение масштабов деятельности, диверсификацию производства или экспансию на рынке, этот рынок является важнейшим. По своему материально-вещественному составу он включает любые виды продукции (работ, услуг), которые требуются в процессе осуществления инвестиционных проектов «которые в конечном итоге прямо (например, машины, оборудование, оборотные средства, базы данных, программы и т. п.) или опосредованно (например, строительно-монтажные работы в основных средствах отражаются в активах предприятия. В условиях России при бизнес-планировании необходимо считывать возможные системные связи рынка инвестиционных ресурсов и финансового рынка. Например, нередки случаи, коми крупный зарубежный поставщик оборудования способствует получению российской организации кредитов иностранных банков, с которыми у него (поставщика оборудования) имеются достаточно тесные деловые контакты.
Наиболее существенные взаимосвязи органов исполнительной и законодательной власти и коммерческих организаций показаны на рис. 1. Следует отметить, что взаимосвязь бизнеса и власти более сложная, и здесь мы выделили лишь наиболее существенные моменты, упустив из рассмотрения такие важные аспекты проблемы, как учет влияния личностных отношений в бизнес-планировании и т. п.
Рис. 1