Анализ внешнего финансового потока

Анализ внешнего финансового потока

Анализ внешней среды воздействия на гостиничный комплекс, как и на любую другую организацию, включает две составляющие:

а) внешнюю среду прямого воздействия;

б) внешнюю среду косвенного воздействия.

К факторам внешней среды прямого воздействия относятся:

поставщики, посредники, конкуренты, потребители, а также контактные аудитории, т. е. организации и лица, напрямую не связанные с гостиницей, однако имеющие возможность оказывать воздействие на ее деятельность (СЭС, СМИ, банки и т. п.).

При анализе внешней среды прямого воздействия необходимо учитывать, что данный комплекс факторов регулируется предприятием. Например, гостиница может выбирать для себя наиболее приемлемых в финансовом плане поставщиков, продукция которых оценивается в плане оптимальности соотношения «цена -качество поставляемой продукции или услуг», влиять на деятельность конкурентов, проводя соответствующую ценовую политику и удерживая постоянных клиентов, а также может формировать рынок потребителей, выбирая сегмент рынка, представителей которого собирается обслуживать, или формировать потребительские предпочтения тех, кого уже обслуживает. Таким образом, планируя и составляя бюджет, финансовая служба отеля должна исходить из приемлемых для предприятия условий внешней среды, выбирая те, с кем выгодно работать.

Однако во внешней среде существуют факторы косвенного воздействия, на которые гостиничный комплекс повлиять не в силах. К таким факторам относятся:

политика государства (внутренняя политика). Например, прозрачность границ для граждан той или иной страны – потенциальных клиентов отеля (внешняя политика);

степень лояльности государства к малому предпринимательству, представителем которого может являться отель, и т. п.;

развитие технологий (научно-технический фактор). Например, новые системы бронирования, позволяющие значительно увеличить загрузку отеля; средства уборки, позволяющие экономить время персонала и деньги отеля, а также новые средства безопасности (например, электронные замки), позволяющие повысить престиж предприятия и привлечь новых гостей, и т д.;

уровень развития экономики (экономический фактор). Это и повышение благосостояния населения, его покупательной способности, что в целом определяет возрастание спроса на отдых, это и обменный курс, влияющий на количество иностранных туристов и на уровень их расходов во время отдыха, и многое другое;

демографический фактор. Например, увеличение количества физически активных людей среднего возраста и молодежи, которые предпочитают отдыхать по относительно дешевым путевкам в экологически чистой зоне, может повлиять на деятельность подмосковного туристского комплекса;социально-культурный фактор — увеличение или уменьшение значимости культурных традиций.

Действительно, рядовой организации сферы гостеприимства повлиять на изменение вышеперечисленных факторов практически невозможно. Поэтому при составлении бюджета финансовой службе отеля необходимо учитывать изменчивость данной категории факторов. В этой связи существует проблема сбора необходимой достоверной информации и выделения затем релевантной (т. е. той, которая непосредственно относится к делу) информации. Кроме того, учитывая изменчивость внешней среды, необходимо составлять вариативные бюджет и бизнес-план, которые можно менять в зависимости от внешней обстановки без ущерба для деятельности организации.