Инновационный менеджмент

В условиях рыночной экономики организации все больше осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, их приходится заменять новыми.

Однако новинка может потерпеть неудачу. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной инновационной деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки. Решение этих задач является объектом изучения инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – вид научно-технической, социально-экономической, а также предпринимательской деятельности, направленной на достижение целей организации на основе эффективной организации инновационных процессов, а также реального использования ресурсов.

Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение специфических вопросов взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих обеспечения большого спектра задач. Как уже отмечалось, система менеджмента охватывает всю управленческую деятельность фирмы, поэтому во времени ее можно разделять на две части: формирование стратегии фирмы; оперативное управление реализацией стратегии.

Инновационный менеджмент является составной частью формирования стратегий фирмы.

Специфика инновационного менеджмента заключается в том, что это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательскую деятельность и управление в единое целое.

Предметом инновационного менеджмента является изучение специфических факторов, воздействующих на инновационные процессы, а также наиболее эффективных форм организации этих процессов.

Задачи инновационного менеджмента: изучение состояния сферы хозяйственной деятельности и хозяйствующих систем, осуществляющих нововведение (характер конкуренции); изучение специфики самого инновационного процесса.

При внедрении нововведений фирмой выбирается одна из типовых инновационных стратегий:

– наступательная стратегия (ориентация на рыночные перспективы и новые области рынка);

– защитная стратегия (выход на рынок только после конкурента и анализа результатов его деятельности);

– поглощающая стратегия – лицензирование (покупка нововведения у других компаний);

– промежуточная стратегия (заполнение ниши между конкурентами, избегая прямой конфронтации);

– создание рынка (применение нововведений, серьезно уменьшающих размеры рынка);

– разбойничья стратегия (применение нововведений, серьезно уменьшающих размеры рынка);

– привлечение специалистов (команды специалистов-разработчиков).