Для внутреннего пользования бизнес-планы разрабатываются с целью структурированного представления деятельности туристских организаций в прогнозном периоде, т. е. для совершенствования процесса управления и информирования собственников (если функции собственников и топ-менеджеров разделены) о состоянии и перспективах развития совместного бизнеса. Анализируя вероятные направления развития индустрии туризма в России, можно прийти к выводу, что в ближайшей перспективе в условиях высоко конкурентной среды будет наблюдаться процесс концентрации путем использования различных форм реорганизации туристских предприятий. Без этого российским предприятиям будет очень сложно отвечать на вызовы конкурентов, в том числе и иностранных. Можно ожидать, что в этих условиях весьма часто будет встречаться такая форма реорганизации коммерческих организаций, как слияние. При этом весьма важным становится предоставление предполагаемым партнерам возможности знакомиться с состоянием дел на своих предприятиях, потенциалом, рынком, стратегическими целями, финансовым состоянием и т. п., т. е. с информацией, содержащейся в типовом бизнес-плане развития коммерческой организации. Одной из самых актуальных и злободневных проблем, стоящих перед большинством отраслей российской экономики в настоящее время, в том числе и перед туризмом, является проблема привлечения финансовых средств с целью расширения масштабов и диверсификации направлений деятельности. Решение этой проблемы лишь за счет собственных средств организаций, как показывает мировой опыт, не может обеспечить должного уровня динамичности развития и укрепления позиций на рынке в условиях имеющей место конкурентной борьбы.
Учитывая специфические особенности бизнес-планирования в туристской сфере, можно сделать вывод, что основным предназначением бизнес-плана туристской коммерческой организации является умение убедить потенциальных кредиторов и инвесторов в надежности бизнеса, для развития которого привлекаются дополнительные финансовые средства. Успешность использования бизнес-планирования в этом направлении зависит, прежде всего, от разработчиков бизнес-планов. Естественно, это должны быть высококвалифицированные эксперты — специалисты в области туризма, а при разработке достаточно масштабного проекта – команда специалистов, в которой каждый отвечает за свое направление (например, за проработку организационно-правовой формы осуществления проекта, за обоснование маркетинговых оценок масштабов деятельности, за разработку финансовых планов и т. д.).
Эти специалисты выступают на стороне инициатора проекта, являющегося, как правило, заказчиком работы. Со стороны потенциальных инвесторов непосредственно с предлагаемыми бизнес-планами работают банковские и инвестиционные специалисты, осуществляющие экспертизу проекта.
В ходе экспертизы осуществляются:
проверка методической правильности представленного бизнес-плана;
правомерность принятых предположений и допущений; «проверка правильности используемых производственных и финансово-экономических параметров и нормативов.
Очевидно, что выполнить эти работы на высоком уровне могут лишь квалифицированные специалисты, имеющие достаточно глубокие знания в предметной области (различных видах туристской деятельности).