Рынок как условие развития бизнеса
Наиболее существенное воздействие на характер развития бизнеса со стороны внешней среды оказывают рыночные факторы. В условиях рыночной экономики все необходимые для нормального функционирования организации факторы (машины и оборудование, финансовые средства н т. д.) приобретаются на соответствующих рынках, и поэтому, естественно, результаты деятельности организации непосредственно зависят от состояния и перспектив развития рынка. Важность отдельных видов ресурсов и соответствующих рынков в значительной степени зависит от отраслевой принадлежности коммерческой организации, планов ее развития и содержания инвестиционных проектов. Например, для высокотехнологичного производства важнейшим фактором, способствующим развитию бизнеса, может быть наличие квалифицированной рабочей силы, т. е. рынок труда. К наиболее важным рынкам, от состояния которых зависят перспективы развития коммерческой организации, принято относить финансовый рынок, рынок предметов труда, рынок инвестиционных ресурсов и рынок продукции (работ, услуг).
Финансовый рынок. Возможность организации привлекать внешние финансовые ресурсы обусловливает ее ускоренное развитие, реализацию планов совершенствования или расширения масштабов деятельности. Финансовые ресурсы могут поступать в организацию в виде финансовых средств или инвестиций.
Финансовые средства предоставляются банками и другими кредитными организациями (кредиты), а также организациями, не имеющими лицензий на ведение банковской деятельности (займы). Инвестиции представляют собой финансовые ресурсы, поступающие в организацию в обмен на ее ценные бумаги и (или) уступки доли участия в управлении и распределении ее финансовых результатов, причем ключевая роль принадлежит высшим менеджерам и собственникам (последним особенно в случае привлечения инвестиций и стратегических инвесторов).
Региональный рынок для коммерческой организации — это рынок соответствующей продукции (работ, услуг), ограниченный территорией субъекта Федерации.
Российский рынок включает территорию всего государства. В рамках своей компетенции соответствующие органы исполнительной и законодательной власти в состоянии принимать решения, оказывающие существенное влияние на финансовые результаты деятельности коммерческой организации и на процесс принятия ее менеджерами управленческих решений (налоговые льготы, лицензирование, разрешительные документы, гарантии и т. п.). Чем выше уровень рынка, на котором оперирует предприятие, тем большее управленческое искусство требуется от его менеджеров, тем большее число организационно-управленческих проблем они должны решать. Например, выход компании с уровня местного рынка на региональный означает, что ее руководство должно отслеживать ситуацию в нескольких регионах, устанавливать и поддерживать контакты с их административной и деловой элитой, а также осуществлять взаимодействие и с органами власти субъекта Федерации, добиваясь их поддержки в своих деловых начинаниях. Без этого трудно рассчитывать на успешное ведение и расширение бизнеса. Экспансия, или освоение новых рынков, является непременным условием развития деятельности коммерческих организаций и определяется самими целевыми установками и логикой этой деятельности.