Характеристика финансовых потоков
Итак, прежде чем говорить о проблемах, которые должна решать служба управления финансами гостиничной организации, необходимо четко определить их природу и качественный состав.
С организационной точки зрения гостиница – это сложное, многофункциональное предприятие, которое призвано оказывать целый комплекс разносторонних услуг, и в первую очередь – это коммерческая организация, основной целью деятельности которой является максимизация стоимости собственного капитала, вложенного в эту организацию, что достигается, в том числе посредством увеличения прибыли. В связи с этим не удивительно, что операционная прибыль наряду с приростом стоимости чистых активов в большинстве случаев является основным критерием эффективности управления гостиницей любой формы собственности, а, следовательно, и непосредственно работы ее администрации.
Финансовый результат деятельности гостиницы определяется рентабельностью операционной работы конкретных подразделений, вовлеченных в процесс оказания конечной услуги, и эффективностью контроля администрации за общеэксплуатационными и административными расходами. Однако очевидно, что решение этих задач невозможно без наличия достоверной информации о текущей деятельности гостиницы, а если рассматривать вопрос более широко, – без эффективной системы управления ее финансами.
В сущности, работа финансовой службы в гостинице заключается в умелом и правильном планировании движения финансов и составлении бюджета. При этом необходимо исходить из анализа двух направлений:
а) внешних воздействий (внешней среды);
б) внутренних ресурсов (внутренней среды).
Анализ внешней среды воздействия на гостиничный комплекс, как и на любую другую организацию, включает две составляющие:
а) внешнюю среду прямого воздействия;
б) внешнюю среду косвенного воздействия.
К факторам внешней среды прямого воздействия относятся:
поставщики, посредники, конкуренты, потребители, а также контактные аудитории, т. е. организации и лица, напрямую не связанные с гостиницей, однако имеющие возможность оказывать воздействие на ее деятельность (СЭС, СМИ, банки и т. п.).