Стратегия антикризисного управления предприятием – это совокупность действий и последовательность принимаемых управленческих решений, позволяющих оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на оздоровление предприятия с целью предотвращения его банкротства.
Антикризисная политика – генеральное направление деятельности руководства предприятия, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на сохранение, укрепление и улучшение его финансового и технико-экономического состояния, на формирование механизма управления, способного своевременно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка с учетом стратегии предприятия.
Первый этап работы по созданию службы антикризисного управления – проведение управленческого анализа с целью выявления “узких” мест и подбора соответствующих специалистов, способных осмыслить нерешенные выявленные проблемы. Формулируя задачи управленческого анализа, необходимо исходить из того, что система управления должна, с одной стороны, соответствовать поставленным перед организацией целям, а с другой – основываться на технологическом процессе производства.
Анализ должен начинаться с выявления целей и задач, которые ранее ставились перед данным предприятием, что особенно важно при изменении состава собственников предприятия, а это часто бывает при его выходе из кризиса посредством передачи части акций в погашение долга предприятия. Это одна из сложнейших задач анализа, так как, как правило, большой или даже контрольный пакет акций находился в собственности управляющего, часто являющегося бывшим директором того или иного предприятия.
Следующий этап анализа – построение эффективной системы управления. Для этого обычно используют существующее штатное расписание и данные отдела кадров, однако на основании представленных документов возможно построить лишь “скелет” существующей системы управления и определить в нем место службы антикризисного управления. Самое сложное – в процессе анализа документооборота, особенно приказов и служебных записок, выявить взаимосвязи между отделами, цехами и другими структурными подразделениями.
Отладка организационной структуры управления организацией (создание и совершенствование) – процесс продолжительный, но чрезвычайно важный, определяющий в конечном итоге эффективность данной системы, а следовательно, размер прибыли организации.
Еще одна проблема, от которой зависит эффективность антикризисного управления, – соотношение числа руководителей и подчиненных в фирме. Опыт показывает, что наиболее эффективное управление достигается тогда, когда на одного руководителя приходится не более десяти подчиненных (оптимальное число – не больше восьми), – это позволяет целенаправленнее подойти к оптимизации структуры.
Таким образом, управленческий анализ должен дать достаточно информации новым собственникам для разработки новой организационной структуры.