Дебиторская задолженность
Анализируя оборотные средства и текущие обязательства, необходимо выделять в их составе текущие активы -запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства – и текущие пассивы – кредиторскую задолженность.
Анализ и управление дебиторской задолженностью имеют очень большое значение для туристских организаций, функционирующих в условиях рынка. Умелое и эффективное управление этой частью текущих активов является неотъемлемым условием поддержания требующегося уровня ликвидности и платежеспособности. Управление дебиторской задолженностью необходимо как при формировании имиджа надежного заемщика, так и для обеспечения эффективной текущей деятельности организации. В зависимости от направленности деятельности некоторые туристские организации работают преимущественно за наличный расчет, а некоторые предоставляют свои услуги определенной части покупателей в зависимости от уровня установившихся отношений в кредит. Кредит может быть необходимым условием существования организации, особенно если его предоставляют конкуренты.
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видом продукции (услуг), емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией (услугами), принятой в организации системой расчетов и др. Если турфирма имеет значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе текущих активов, важнейшей задачей финансовых менеджеров является эффективное управление ею.
Информационной базой для анализа дебиторской задолженности является официальная финансовая отчетность: бухгалтерский отчет (раздел «Оборотные активы»), форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (раздел 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» и справки к нему). Для более детального анализа качества дебиторской задолженности пользуются данными журналов-ордеров или ведомостей учета расчета с покупателями и заказчиками, подотчетными лицами и т. д.
Ликвидность дебиторской задолженности определяется главным образом скоростью и сроками ее оборачиваемости. Качество дебиторской задолженности определяется степенью соответствия сроков задолженности условиям платежа.
Как и в случае с запасами, при исследовании динамики дебиторской задолженности возникает вопрос: чем обусловлены те или иные ее изменения – варьированием масштабов деятельности, успехами или просчетами менеджеров? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо увязать ее изменения с динамикой результатов деятельности турфирмы. Сделать это можно с помощью коэффициентов оборачиваемости дебиторской задолженности, которые также относятся к группе так называемых показателей деловой активности.
Величина средней дебиторской задолженности находится как сумма ее значений на начало и конец периода, деленная на два. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях показывает, какова в среднем продолжительность промежутка времени от ее возникновения до погашения.
Очень часто, особенно за рубежом, используется аналогичный, но видоизмененный показатель: вместо общей выручки рассматривается объем продаж в кредит. Выручка включает в себя продажи как в кредит, так и за наличный расчет. Считается, что продажи за наличный расчет не ведут к образованию дебиторской задолженности.